| Site map
Вестник Росздравнадзора Выпуск № 4 / 2013 3 April 2015 А.Р. УМЕРОВА, д.м.н., руководитель территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, roszdrav_n@astranet.ru В.А. ШЕПЕЛЁВ, к.м.н., начальник отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, roszdrav_n@astranet.ru
Умерова А.Р., Шепелёв В.А. Опыт работы по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из наиболее активно развивающихся и востребованных направлений контрольно-надзорной деятельности территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Опыт деятельности территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области свидетельствует об огромной роли и перспективности исполнения данного государственного полномочия во всех его направлениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также о путях его совершенствования. Ключевые слова: контроль качества и безопасности медицинской деятельности, Росздравнадзор, Астраханская область.
Опыт работы по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
С 2013 г. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из основных направлений контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, наряду с контролем в сфере обращения лекарственных средств и контролем при обращении медицинских изделий, определенными ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ), в качестве составляющих контроля в сфере охраны здоровья. Активная работа по формированию системы государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности на поднадзорной территории начата территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области с 2012 г., при формировании плана проверок на 2013 г. К тому времени осуществление данного полномочия Росздравнадзором предусматривалось Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ, а также изменениями, внесенными в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323) Постановлением Правительства Российской Федерации 02.05.2012 №413. В результате государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности полноправно вошел в план проверок территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, представленный на утверждение Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» и приказ Минздрава России от 13.12.2012 №1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения» окончательно сняли все юридические вопросы. При подготовке к непосредственному проведению контрольно-надзорных мероприятий в рамках нового полномочия большим подспорьем явились «Практические рекомендации о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», размещенные в автоматизированной информационной системе Росздравнадзора 28.12.2012. В территориальном органе Росздравнадзора по Астраханской области исполнение полномочия по осуществлению государственного контроля качества медицинской деятельности (включая все функции, определенные п.7.1.2. Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) возложено с 2013 г. на отдел надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг. Представляем краткий анализ результатов работы отдела в этом направлении за I-ое полугодие 2013 г. Всего за данный период проведено 146 проверок по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе: 15 плановых выездных комплексных, 10 плановых выездных целевых (проверки порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности), 8 внеплановых выездных (включая 6 по исполнению ранее выданных предписаний и 2 по требованию прокуратуры), 113 внеплановых документарных проверок (рис. 1). Причинами проведения столь значительного числа внеплановых документарных проверок явились: обращения органов прокуратуры – 42, обращения следственных органов – 3, обращения юридических лиц – 6, обращения граждан – 62 (рис. 2). Всего по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности проверено 122 государственные организации (в том числе 65 федерального подчинения) и 3 организации частной формы собственности. Из проверенных государственных организаций 98 являлись учреждениями здравоохранения, из частных – все. По результатам проведенных проверок приняты меры по устранению нарушений: составлено 4 протокола об административных правонарушениях (3% от числа проведенных проверок), выдано 127 предписаний (87%). Своевременно осуществляется контроль исполнения выданных предписаний, при необходимости проводились дополнительные проверки (за 2013 г. проверки исполнения ранее выданных предписаний составили 4% от общего числа проведенных проверок). К проведению 114 проверок (78% от числа проведенных проверок) привлекались аккредитованные Росздравнадзором и Росаккредитацией эксперты. Всего к проведению проверок было привлечено 217 аккредитованных экспертов. В структуре предметов проведенных проверок ведущее место занимают внеплановые документарные проверки конкретных случаев оказания медицинской помощи и обязательно включающие контроль соблюдения: прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности – 76 проверок. Причины проведения таких проверок: обращения органов прокуратуры – 40, обращения граждан, полученные через иные организации - 17, обращения граждан в территориальный орган Росздравнадзора – 16, обращения следственных органов - 3. Результатом проведения указанных проверок явилось: выдача предписаний об устранении выявленных нарушений – 65 (86% от общего числа проверок данного характера), составлено протоколов об административных правонарушениях – 2 (3%), направлено материалов в органы прокуратуры – 33, направлено материалов в следственные органы – 3. Проверки проводились: государственных организаций – 65 (в том числе федеральных – 32), частных – 2. Из проверенных государственных организаций к учреждениям здравоохранения относились 58 организаций. Следующее место, по числу проведенных проверок занимают внеплановые документарные проверки соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Всего проведено 37 таких проверок, в том числе проверки соблюдения порядков: медико-социальной экспертизы – 22, экспертизы временной нетрудоспособности – 5, освидетельствования на наличие алкогольного опьянения – 4, предварительных (периодических) осмотров – 2, судебно-медицинской экспертизы - 2, судебно-психиатрической экспертизы – 1; военно-врачебной экспертизы – 1. Причины проверок данного характера: обращения граждан, полученные через иные организации - 15, обращения граждан в территориальный орган Росздравнадзора – 14, обращения юридических лиц – 6, обращения органов прокуратуры – 2 случая. Результатом проверок явилось: выдача предписаний об устранении выявленных нарушений – 33 (89% от общего числа проверок данного характера), составлено протоколов об административных правонарушениях – 1 (3%), направлено материалов в органы прокуратуры – 2. Проверки проводились: государственных организаций – 28 (в том числе федеральных – 19), частных – 1. Из проверенных государственных организаций к учреждениям здравоохранения относились 26 организаций. Следующее место по числу проверок занимают выездные комплексные проверки в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (за исключением плановых проверок соблюдения порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности, проводимых совместно с региональным отделением ФСС РФ и завершающихся составлением типового акта), включающие в обязательном порядке следующие предметы контроля: организация и осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья; соблюдение требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера медицинской деятельности проверяемой организации, к предметам контроля было отнесено соблюдение порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Всего проведено 23 таких проверки (включая 2 внеплановые проверки по требованию прокуратуры и 6 проверок по контролю исполнения ранее выданного предписания). Результатом проверок явилось: выдача предписаний об устранении выявленных нарушений – 18 (78% от общего числа проверок данного характера), направлено материалов в органы прокуратуры – 2, направлено материалов в органы государственной власти - 4. Проверки проводились: государственных организаций – 23, в том числе федеральных – 19. Из проверенных государственных организаций к учреждениям здравоохранения относились 11 организаций. В I-ом полугодии 2013 г. проведено 10 плановых выездных проверок соблюдения порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Результатом проверок явилось выдача предписаний об устранении выявленных нарушений во всех случаях. Проверки проводились в государственных организациях, в том числе 3 федеральных. Из проверенных к учреждениям здравоохранения относились 6 организаций (рис. 3). Наиболее частыми нарушениями, выявленными при проведении всех проверок, являлись (в долях относительно общего числа выявленных нарушений): - нарушения ведения медицинской документации - 31%; - несоблюдение порядков оказания медицинской помощи – 22%; - несоблюдение стандартов медицинской помощи – 18%; - несоблюдение порядка проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований - 15%; - нарушения порядка назначения и выписывания лекарственных средств – 7%; - отсутствие эффективного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности – 4%; - нарушения требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) – 3% (рис. 4). В I-ом полугодии 2013 г. не было выявлено оснований для проведения внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами прав граждан в сфере охраны здоровья, а также проверок организации и осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами исполнительной власти Астраханской области и органами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. При исполнении полномочия по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности основной проблемой видится недостаточно разработанная и актуализированная нормативная правовая и методическая база, в частности по следующим направлениям: - порядку осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; - требованиям к ведению первичных медицинских документов; - порядку осуществления экспертизы качества медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании); - актуализации нормативных документов, регламентирующих порядок проведения отдельных видов медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Опыт работы территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, в части осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности свидетельствует о необходимости и перспективности его дальнейшего развития, в том числе по следующим, еще недостаточно проработанным направлениям: - максимальная реализация возможностей плановых комплексных проверок, в том числе за счет увеличения доли организаций частной системы здравоохранения; - обоснованная реализация возможностей плановых и внеплановых проверок организации и осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; - активное использование возможностей контроля исполнения ранее выданных предписаний; - непрерывный, присутствующий в каждой проверке, контроль соблюдения медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним законодательством; - использование в целях устранения нарушений административного ресурса иных надзорных органов. Характер, масштабы и перспективы реализации государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности на территории Астраханской области свидетельствуют о значимости его роли в реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
Источники: 1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности». 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». 4. Приказ Минздрава России от 13.12.2012 № 1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения». 5. Письмо врио руководителя Росздравнадзора от 28.12.2012 № 04И-1306/12 «Об использовании в работе Практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи». 6. Материалы проверок отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области за I-ое полугодие 2013 г.
Рисунок 1. Структура характера проверок, проведенных территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области в I-ом полугодии 2013 г. по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности
![]() Рисунок 2. Структура причин проведения внеплановых документарных проверок качества и безопасности медицинской деятельности территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области в I-ом полугодии 2013 г.
![]()
Рисунок 3. Результативность государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области за I-ое полугодие 2013 г. (в абсолютных числах) ![]()
Рисунок 4. Структура характера нарушений, выявленных в результате проверок качества и безопасности медицинской деятельности, проведенных территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области в I-ом полугодии 2013 г. (в долях проверок, в результате которых выявлены нарушения)
![]()
Материалы предоставлены журналом "Вестник Росздравнадзора"
LoginPollLive Broadcast
Video "On the Procedure for the preparation of documents for the purpose of"
Video "Gos. Registration of medical devices"
In this paper, which was attended by more than 500 experts from 59 regions of the country
Список
|
||